Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что текущая реформа российского гражданского законодательства и формальное завершение отдельных ее этапов (законодательства о юридических лицах) явились предпосылкой предложений о совершенствовании статуса внебюджетных фондов как юридических лиц: от акционерного общества со стопроцентным государственным участием до государственной корпорации, а теперь и публично-правовой компании. Общая озабоченность имущественной основой деятельности юридического лица прошла красной нитью по реформе корпоративного права, но в результате закрепленное в Гражданском кодексе РФ определение юридического лица утратило четкость, которая была искома и ожидаема потенциальными кредиторами, поскольку теперь юридическое лицо должно просто иметь обособленное имущество (п. 1 ст. 48 ГК РФ), которое на деле может состоять из одних долгов (пассива), числящихся по строкам финансовой и бухгалтерской отчетности.
Законодательство по конкретным видам обязательного социального страхования выделяет в качестве страховщиков целевые страховые фонды, а именно Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, которые являются внебюджетными государственными фондами (ст. 6 БК РФ)
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью Фонда социального страхования.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие деятельность Фонда социального страхования, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью работы ставится изучение правовых основ деятельность Фонда социального страхования.
Задачами работы ставится:
• изучить правовое регулирование статуса Фонда социального страхования;
• исследовать развитие правового регулирования взаимодействия Фонда социального страхования со страхователями 8
• проанализировать актуальные вопросы деятельности Фонда социального страхования, в частности – оплату Фондом социального страхования медицинской помощи ;
• выявить проблемные аспекты выплаты социальных пособий Фондом социального страхования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовой статус и основы регулирования деятельности Фонда социального страхования
1.1. Правовое регулирование статуса Фонда социального страхования
Правовой статус ФСС как специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ определен Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Денежные средства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджета и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении рассматриваются Государственной Думой РФ.
Характеристика внебюджетных фондов как фондов условна и нисколько не отражает их юридического статуса, поскольку в соответствии с положениями гражданского законодательства о фондах (ст. ст. 123.17 - 123.20 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ) по ряду признаков внебюджетные фонды изначально не являются собственниками закрепленного за ними учредителем имущества. На текущий момент правовая регламентация статуса внебюджетных фондов едва ли вписывается в модель учреждений, очерченную ГК РФ,
Цели правовой регламентации статуса и видовые характеристики юридического лица законодательством и правовой доктриной традиционно связываются с созданием и деятельностью правосубъектного и имущественно обособленного, действующего в гражданских правоотношениях в своем интересе и под свою ответственность лица, поскольку сама категория - конструкция юридического лица изначально является гражданско-правовой. С этой точки зрения правовое положение ФСС РФ обнаруживает ряд значимых особенностей, не свойственных юридическим лицам, наделенным общей гражданской правоспособностью. Тем не менее, законодательное отнесение ФСС РФ и его территориальных органов к юридическим лицам позволяет сделать вывод, что их правовой статус в обязательном порядке определяется в том числе и с учетом норм гражданского законодательства, но при этом такие характеристики оказываются допустимыми и возможными только во взаимосвязи с тем, что ФСС РФ и его территориальные органы, созданные по решению правления ФСС и действующие в статусе самостоятельных юридических лиц, формируют единую и централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования, органы которой построены по принципам строгой иерархии и соподчиненности. Таким образом, статус ФСС РФ и его территориальных органов не может полноценно характеризоваться только на основе и в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101, управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Правовое положение фондов социального страхования регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Федеральным законом РФ от 16 июля 1997 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Основными задачами Фонда социального страхования РФ являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145,
7. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3686.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.
9. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3803.
10. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ, 27.07.2009, N 30, ст. 3738.
11. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929,
12. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
13. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 21.02.1994, N 8, ст. 599.
14. Приказ Минтруда России от 29.04.2016 N 202н «О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей и лиц, приравненных к страхователям» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 27, 04.07.2016.
15. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» // Российская газета, N 15. 27.01.2010.
16. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 959н «О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям» // Российская газета, N 20, 02.02.2010. Утратил силу.
17. Определение Верховного Суда РФ от 7 декабря 2015 года N 302-КГ15-12591 по делу N А33-24331/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728 по делу N А13-2070/2016 // СПС «КонсудьтантПлюс».
19. Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728 по делу N А13-2070/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728 по делу N А13-2070/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Апелляционное определение Московского городского суда от 24.10.2016 по делу N 33-42447/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.12.2016 N Ф09-11287/16 по делу N А76-5067/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.07.2016 N Ф02-3408/2016 по делу N А19-14997/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.03.2016 N Ф04-467/2016 по делу N А70-10092/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Гриб В.В. Внебюджетные фонды как объекты общественного контроля: Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4. С. 24.
26. Егоров В. Пособие по беременности и родам: чем больше, тем конституционнее // ЭЖ-Юрист. 2017. N 35. С. 6.
27. Егоров В. Минтруд попенял ФСС за излишнюю доброту // ЭЖ-Юрист. 2016. N 8. С. 9.
28. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // СПС КонсультантПлюс. 2016.